• День открытых дверей в ЦПОБП
  • Получи свой первый сертификат по LEAN!
  • Получите уникальный опыт оптимизатора производства
  • Портал Lean-center.ru
Консалтинговая лаборатория «Открытые инновации»Обратиться к консультанту
 

Дата публикации на портале lean-center.ru:

22.12.2015

Чем грозит переход от аутстаффинга к аутсорсингу?

Чем грозит переход от аутстаффинга к аутсорсингу?

Редакция LEAN-CENTER.RU публикует интервью, которое нашему порталу дал Александр Царев, автор книги «Пехота маркетинговых войск», куратор трейд-маркетинговой панели клуба «Серебряный Меркурий», консультант группы компаний ATCG

Справка: «01.01.2016 года вступает в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный Федеральный Закон вводит в действие новую статью 56.1. Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой законодатель запрещает использовать заемный труд. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника».

Закон о запрете заемного труда ощутимо повлиял на компании, использующие технологии аутстаффинга, и многим из них пришлось перейти на аутсорс рабочих функций. Изменения коснулись всех игроков рынка, привыкших использовать аутстаффинг. С чем, на Ваш взгляд, связан фактический запрет аутстаффинга?

Желание государства контролировать полевой персонал вполне понятно: налоги на фонд оплаты труда у нас довольно высоки. На мой взгляд, закон о запрете аутстаффинга направлен именно на то, чтобы повысить налоговые сборы из сферы, которая является не совсем прозрачной для государственных органов. Также немаловажны и интересы самих полевых сотрудников, на защиту которых направлен запрет.

В таком случае, какие меры пресечения будут применены к нарушителям?

Юридические лица, которые используют труд мигрантов, могут получить достаточно серьезные штрафные санкции. Причем штраф пересчитывается отдельно на каждого сотрудника, поэтому сумма может быть очень и очень существенной для больших компаний с сотнями и тысячами полевых сотрудников. Нужно понимать, что правоприменительная система у нас в стране не всегда работает одинаково. Вполне возможно, что первое время штрафы будут не столь существенными, а последствия для компаний не столь суровыми.

В то же время, не стоит слишком расслабляться, потому что компаниям был дан год на то, чтобы изменить схему работы. Нужно быть готовым к тому, что в достаточно скором времени государственные органы серьезно возьмутся за наведение порядка в сфере организации работы полевого персонала.

Как Вы оцениваете готовность рынка к переходу по прошествии года?

Практика наших клиентов показывает, что компании уже озаботились изменением организации управления и характера работы полевых сотрудников. По моим общим оценкам, компании пока ещё воспринимают изменение схемы работы не как что-то трагическое. Примером того, что сейчас действительно озаботило компании, может быть грядущее внедрение государственной акцизной системы в розничной торговле. Ведь от новой системы напрямую зависит самая доходная статья продаж компаний. Последствия же запрета аутстаффинга воспринимаются не настолько серьезно.

Какие фактические изменения ждут основных игроков рынка: агентства, компании, сотрудников?

В течение года мы будем наблюдать серьезное сокращение портфеля заказов у компаний, которые специализируются на аутстаффинге – хранении трудовых книжек сотрудников, начисление заработных плат и т.п. Подобных компаний на рынке достаточно много, они не так заметны, но, тем не менее, каждая из них обслуживает от 3-х до 10-15 тысяч сотрудников. Этим компаниям придется сократить объемы заказов в 2-3 раза и, скорее всего, не все из них смогут перестроить схему деятельности и заняться управлением мерчендайзингом.

Что касается мерчендайзинговых и трейд маркетинговых компаний, то большинство из них занимается как раз аутсорсингом. Это позволит им только выиграть от внедрения новых законодательных инициатив.

Какие основные риски Вы можете выявить в связи с переходом на аутсорсинг?

В первую очередь, риск этот в том, что неэффективно организованный переход на аутсорс может повлечь существенную потерю части персонала. Уже можно прогнозировать, что многие компании могут потерять до 25-35 % своих полевых сотрудников и на некоторый период времени получить высокую ротацию персонала.

Также возможна потеря управления. Это связано с неизбежной передачей части контрольных функций провайдерам тех или иных услуг и перестройкой внутренних систем управления. Очевидна волна трудовых споров с сотрудниками, с которыми придется расстаться, и с сотрудниками, решившими отказаться от работы и взаимодействия с новыми работодателями. Повышенное внимание государственных органов к проблематике официального трудоустройства и несоответствия фактически выполняемых обязанностей юридическому названию должности может быть использовано не в пользу компании. Сотрудники могут пожелать посудиться с компаниями и потребовать те или иные финансовые преференции.

Сюда же, безусловно, добавятся претензии со стороны проверяющих органов, которые теперь будут гораздо внимательнее относиться к тому, как соотносится должность сотрудника в его контракте и трудовой книжке, название компании, на которую он работает, с фактически выполняемой им работой и обязанностями и др.

Какие возможности переход на аутсорсинг дает рынку?

Внедрение нового законодательства позволит расширить клиентские портфели ведущим игрокам в лице компаний, предоставляющих мерчендайзинговые услуги. Это произойдет за счет оттока части крупных клиентов от аутстаффинговых агентств. Что же касается агентств, то грядущие серьезные изменения возможно использовать для более быстрого внедрения новых перспективных систем управления мерчендайзингом.

Вторая возможность - это оценка и повышение качества полевого персонала. Не секрет, что в условиях неконтролируемого аутстаффинга использовались и схемы так называемых «мертвых душ» сотрудников, лишь формально числящихся, получающих заработную плату и не выполняющих своих трудовых обязанностей. Плюс такая тотальная аттестация дает задел на переобучение персонала и повышение, в конечном счете, качества его работы.

Третья возможность – это построение более гибкого управления полевыми ресурсами. Пока сотрудники работали в формате аутстаффинга, компании старались их мотивировать, контролировать и организовывать работу по упрощенной модели. Сейчас, когда эти сотрудники реально станут работать в штате, агентства будут больше практиковать внедрение ставок для разных категорий сотрудников и новые, более сложные схемы мотивации. Таким образом, когда агентство начнет управлять персоналом и получать деньги за определенный объем выполненных работ, то появится и стимул для внедрения новых инструментов управления автоматизацией. Я думаю, что порядка в управлении станет больше.

Насколько сложна процедура перехода и насколько она продумана?

Если мы говорим о серьезном переходе от аутстаффинга к аутсорсингу, то данная процедура не так проста. Агентству, которое будет менять саму схему работы с клиентами, необходимо более детально изучить систему управления мерчендайзингом, важные для клиента KPI, документооборот. Особое внимание следует обратить на содержание контрактов мерчендайзеров, их должностные инструкции, документы и форматы отчетности. Также не следует забывать об аттестации сотрудников, которая осложняется тем, что персонал распределен по всей территории России. Необходимо организовать достаточно оперативное переоформление персонала, а также осуществить замену сотрудников, которые не пройдут аттестацию или откажутся переходить на новую схему работы. Это те факторы, которые могут затянуть переход на аутсорсинг примерно на два месяца для крупной компании.

Новая схема отказа от аутстаффинга и перехода к аутсорсинговым схемам в короткий период времени принесет рынку дополнительные сложности и издержки. В долгосрочном периоде - это все же договорные изменения, которые должны повысить производительность систем мерчендайзинга, помочь агентствам, оказывающим полноценный мерчендайзинговый сервис, получить дополнительные преимущества и некие дополнительные стимулы для своего развития.

В общем и целом, думаю, что наше государство, само того не желая, продвигает рынок полевого труда мерчендайзеров в правильном направлении. Не уверен, что будут достигнуты все государственные финансовые цели повышения объема и количества собираемых налогов, но то, что рынок получит дополнительный стимул, и крупные игроки усилятся – это однозначный факт.

Тэги: Статьи 

Источник:  Предоставлено автором

Фотография взята:  http://www.ukrfirm.ru/

Чтобы оставить комментарий войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Комментарии:

Константин Серебровский Константин Серебровский27.12.2015 22:07:49

Целиком и полностью согласен с автором статьи: в конечном итоге аутсорсинг - это один из эффективных механизмов (при его правильном применении), используемых в рамках применения инструментов Бережливого производства (ярчайший пример - Бережливая система Тойоты).