Поддержка талантливых детей в России

2016-07-19T19:58Z

2016-07-19T19:59Z

https://ria.ru/20160719/1471608311.html

https://cdn22.img.ria.ru/images/147160/81/1471608158_39:0:3650:2048_1036x0_80_0_0_52f1faadd4f1653bbf4709c7de789ff1.jpg

РИА Новости

https://cdn21.img.ria.ru/i/ria_social.png?818

РИА Новости

https://cdn21.img.ria.ru/i/ria_social.png?818

СОЧИ, 19 июл – РИА Новости, Ульяна Гребенникова.Система отбора и поддержки одаренных детей России государством и бизнесом сложилась в образовательном центре «Сириус», заявила руководитель центра «Талант и успех» Елена Шмелева.

По ее словам, в образовательный центр «Сириус» приезжают спортсмены, известные ученые, деятели культуры, работают вместе, передавая лучшее, что было создано в рамках педагогических профессиональных школ одаренным детям.

«Эта работа по созданию образовательных программ в «Сириусе» и выплате грантов президента позволяет нам говорить о том, что линейка инструментов по поддержке детей, по консолидации частной и государственной поддержки этих детей у нас сложилась. Теперь мы предлагаем ее вместе наполнять нашим партнерам. Поскольку наша основная задача – раннее выявление, развитие и дальнейшее сопровождение одаренных детей и их педагогов поставлена», — заявила Шмелева.

Она отметила, что «Сириус» последовательно привлекает партнеров для создания с самыми сильными специализированными школами, ведущими российскими университетами и компаниями фактически открытой интеграционной структуры «для усиления наших позиций на рынке труда и новых технологий».

Цель работы центра «Сириус» — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественных, научных и технических дисциплин. За 2015-2016 учебный год в центре прошли интенсивное обучение 7 тысяч одаренных школьников из всех субъектов страны.

1 сентября 201614:00

Первый вопрос повестки – о государственной поддержке одарённых детей и талантливой молодёжи.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Министра образования и науки Ольги Васильевой

Сообщение Министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова

Из стенограммы:

    Решения, принятые на заседании Правительства 1 сентября 2016 года

Д.Медведев:Хочу сказать оподписании распоряжения, которое касаетсяупрощения проведения сделок в России для двух международных банков, в которых мы принимаемучастие, – это Азиатский банк инфраструктурныхинвестиций и Новый банк развития БРИКС. Такойпорядок действует и в отношении ряда другихмеждународных финансовых организаций. Мы такоерешение приняли, чтобы эти два новых института развивались и проводили операциив нашей стране.

Дом Правительства, Москва

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

Теперь – к повестке дня.

Сегодняначало нового учебного года. Хочу ещё разпоздравить всех с Днём знаний – и школьников,и студентов, и их родителей, и, конечно,учителей и преподавателей.

Мыочень много занимаемся совершенствованием системы образования – школьного, университетского, среднегоспециального. Я только что посетил колледжжелезнодорожного транспорта, это тоже важное направление нашего образования.

    Материалы к заседанию Правительства 1 сентября 2016 года

Мы начали целый ряд новых проектов, в том числе масштабный проект по ремонту истроительству новых школ. Деньги на этовыделяются и в этом году, и в следующем. Мы принимаемновые образовательные стандарты, выделяем средства на приобретение транспортных средств.

Школьные автобусы покупаемсейчас на сумму 3 млрд рублей, чтобы дети всельской местности могли безопасно и быстродобираться до школ. В этом году будетпоставлено 1835 таких машин. Этопродолжение прежней программы «Школьный автобус».

Сегодня у нас ещё одна важная для образования тема – это поддержка одарённых детей и талантливоймолодёжи. Конечно, каждый ребёнок по-своемууникален, каждый ребёнок способен добитьсяуспехов, поэтому в рамках образовательногопроцесса детям должно уделяться равное внимание.Есть дети, которые проявляют особые качества испособности с ранних лет. Здесь активную рольтакже должно играть государство, и наша задачазаключается в том, чтобы создать условия для развития и самореализации таких одарённых детей, научиться как можно раньшераспознавать их потенциал и помогатьраскрыться их способностям.

Работапо выявлению и развитию молодых талантовведётся в нашей стране уже не первый год. В2012 году для этого был создан национальный координационный совет, ведётся подготовка кадров, используютсянаилучшие практики, выделяются средства на поддержку специализированных организаций. Отмечу только такой факт: во Всероссийскойолимпиаде школьников ежегодно участвуют около 6 млнучащихся в возрасте от 10 до 18 лет.

Мыдоговаривались, что все эти механизмы, некоторые другие механизмы поддержки одарённых детей должны статьобщенациональной системой, но для этого намнужно решить ряд задач.

Перваязадача заключается в развитии образовательныхорганизаций, которые обучают талантливых детей.Между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом.Вторая касается квалификации самих педагогов, которыеработают с одарёнными детьми. Это непростаязадача, здесь необходим особый подход. Скажем прямо, для талантливых детей, особо талантливых детей нужныи специально подготовленные учителя, ихподготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов.Третья– это концентрация на применении самыхсовременных форм и методов обучения.

Строгоговоря, это касается любой подготовки – и школьного, и вузовского образования.Проэти подходы более подробно доложат Министробразования и науки Ольга Юрьевна Васильева иМинистр связи и массовых коммуникаций Николай Анатольевич Никифоров в своих выступлениях.Следующийвопрос касается обеспечения жильём военнослужащих.Жилищная проблема для военных была одной из самыхзлободневных, десятилетиями была очередь на квартиры.С 2005 года у нас заработала накопительно-ипотечнаясистема, появилась возможность купить жильё с помощьювоенной ипотеки, в том числе не дожидаясь окончания службы.Но, как и любая другая ипотечная система и вообщекредитная система, она нуждается в периодическойотладке. Сейчас для тех военнослужащих,которые были уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья, по семейнымобстоятельствам, а потом заключили новые контракты о прохождении военной службы, предусмотрено восстановлениенакоплений на покупку жилья. При этомзадолженности не возникает.Сегоднямы рассмотрим законопроект, которыйраспространяет эти правила и на других участников накопительно-ипотечнойсистемы.

Речь, в частности, идёт овоеннослужащих, которые уволены досрочно по собственномужеланию (по уважительным причинам), в связи с нарушениями условий контракта вотношении военнослужащих и по ряду другихоснований. Это позволит снизить долговуюнагрузку на таких участников военной ипотеки.Кроме того, сегодня распределим субсидии изфедерального бюджета, выделим деньги наподдержку экспорта продукции. Мы также продолжаем поддерживать сельское хозяйство.

Для этой цели будет направленорегионам порядка 2,7 млрд рублей на возмещение затрат по модернизации тепличных комплексови других агропромышленных объектов.Начнёммы с системы государственной поддержки одарённыхдетей и талантливой молодёжи.Доклад Ольги Васильевой на заседании ПравительстваО.Васильева:Я хочу поздравить всехучастников совещания с Днём знаний. Многие изприсутствующих проделали очень большую работу, для того чтобы сегодня дети пошли в новые или отремонтированные школы, атакже работу по обеспечению безопасности детейв этих школах. Поздравляю всех, чьи дети и внуки сегодня пошли в первый класс и впервые вошли в студенческиеаудитории.Какизвестно, каждый ребёнок талантлив по-своему.

Иважнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь передсистемой образования, – это развитиеспособностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий.Именнотакой подход к воспитанию наших детей является залогом стабильного развитиянашего общества. Но есть дети и подростки,которые с ранних лет показывают выдающиесядостижения в той или иной сфере, и работа с такими детьми требует особоговнимания государства. Но ещё раз хочуподчеркнуть, что каждый ребёнок талантлив и наша задача – каждому ребёнкупомочь его развить.Насегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливымидетьми и молодёжью.В первую очередьсформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмыфинансирования такой работы.

Важным шагом в систематизациии унификации такой работы стало утверждение в2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,Правительством Российской Федерации –Стратегииразвития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы сталантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учрежденийдополнительного образования до вузов.Национальныйкоординационный совет по поддержке молодых талантовв конце прошлого года подвёл промежуточные итогиреализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы по реализации указаннойконцепции. В 2015 году ПравительствомРоссийской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей италантливой молодёжи.Мыиспользуем различные формы поиска и поддержкиталантливых детей.Одним из основных инструментов такой работы является проведение всероссийских предметных олимпиаддля школьников.

Это самое массовое состязание для ребят, имеющее хорошую традицию. Сегодня олимпиадыпроходят по всем предметам школьной программы,и, как уже было отмечено, в прошлом учебном году участие в олимпиадах приняло 6 млн детей от 10 до 18 лет.Ребята, которые показали лучшие результаты навсероссийских олимпиадах, принимают участие в международных состязаниях. С 2011 года Россия завоевала 184 медали,из них 91 золотая, 75 серебряных и 18бронзовых медалей.

Сформирована и выстроена система конкурсных непредметных мероприятий – это Президентскиеспортивные игры и состязания, насчитывающие 1млн участников, это национальный чемпионат «Молодые профессионалы» и другиемероприятия.Отдельно хочу остановиться на Всероссийском инженерномконкурсе для студентов и аспирантов технических вузов.Участниками конкурса в 2015 году стали почти 12 тыс. человек из всехрегионов России. Большое участие в организациии проведении указанного конкурса принимают крупнейшие российские компании и предприятия.

Для них этовозможность не только найти будущих высококлассных специалистов, но и познакомиться с передовыми проектами нашихмолодых инженеров.Министерство образования и науки и далее планируетразвивать систему конкурсов. Так, в 2017–2018 учебном году планируется утвердить положение о всероссийскомконкурсе школьных проектов и привлечь регионыдля его организации и проведения. Отличительной особенностью конкурса являетсято, что он носит надпредметный характер издесь каждый ребёнок может предложить свойпроект, своё изобретение, свою акцию.Хочуподчеркнуть, что мы ставим задачу сформироватьмаксимально разнообразный перечень конкурсов, чтобы каждый ребёнок мог попробовать себя вразличных направлениях.

Очень важная цифра: в 2015году каждый второй ребёнок в нашей стране принял участие хотя бы в одномконкурсе или состязании. И мы видим огромный потенциал в развитиидистанционных технологий, инфраструктуры новыхшкол, особенно в сельской местности, для того чтобы каждый ребёнок имелвозможность проявить себя.Большуюроль в работе по воспитанию подрастающего поколения, выявлению талантливой молодёжи призвано сыграть Российское движениешкольников, созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации.Напротяжении последних 10 лет мы ежегодно присуждаемсвыше 5 тыс. премий Президента Российской Федерации для поддержки талантливоймолодёжи в возрасте с 14 до 25 лет, на выплатукоторых из федерального бюджета ежегодно выделяется 198 млн рублей.

Всего с 2006 по 2015 год различнымипремиями отмечено свыше 53 тыс. молодых ребят.Мыпродолжаем и наращиваем практику поддержкиталантливых студентов и аспирантов: это стипендии Президента РоссийскойФедерации и Правительства РоссийскойФедерации, это стипендии и гранты для поддержки молодых учёных; региональныевласти также поддержали такую практику иучреждают свои премии и гранты для поддержки талантливой молодёжи.С 1сентября 2015 года Президентом Российской Федерации учреждены 5 тыс. грантов для поддержки лиц, проявившихвыдающиеся способности и поступивших в вуз наочную форму обучения.

Гранты предоставляются только тем студентам, которые готовы после окончания обученияостаться работать в стране. Такой подход гарантирует адресную поддержку тем, кто в будущем станет научной,деловой и культурной элитой России.Считаюважным отметить практику участия российскихуниверситетов, работу наших университетов с талантливыми детьми.Например, в Москве в топ-10 лучших школвходят четыре университетских лицея. Имеются примеры успешной деятельности школ и учреждений культуры:например, Российская гимназия при Государственном русском музее.

Это плодотворное сотрудничество мы будемразвивать, в том числе работать с регионами, разъясняя нормативную базу и особенности использованияинструментов регионального финансирования соответствующих программ.За последние годы заметен рост числа федеральных органов исполнительной власти,которые не только организуют мероприятия для молодёжи, но и участвуют в их дальнейшем сопровождении.Госкорпорации-работодатели всё больше внимания уделяют поддержке талантливых детей.Значительныйопыт работы с талантливыми детьми накоплен нашими федеральными детскими центрами «Орлёнок», «Океан», «Смена» и,конечно же, «Артек». Мы реализуем различные меры для увеличения количества принимаемых детей детскимицентрами, в первую очередь «Артеком» и «Океаном», по которым Правительством утверждены программы развития.Уникальнымнаправлением работы с талантливыми детьми является деятельность, котораяразвёрнута центром «Сириус», созданным на базе олимпийской инфраструктурыСочи.Используя опыт федеральных детских центров,министерство совместно с субъектами Российской Федерации планирует проводить работу по формированию целой сетиведущих региональных образовательных организаций дляработы с одарёнными детьми. Кроме того, мы совместно с вузами продолжаем работупо созданию специальных учебно-научных центров.Исамое главное.Для работы с детьми в первую очередь важен педагог, о чём уже было сказано ранее.Именно педагог, который каждый день входит в класс, должен помочь ребёнкуразвивать свой талант.

Каждый ребёнокталантлив по-своему, и развитие таланта – задача учителя. Здесь особое внимание мы будем уделятьсовершенствованию профессионального мастерства педагогов, проводить повышениеквалификации, дополнительное обучение,организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучшихпрактик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства.Убеждена, что, продолжая эту работу на принципахширокого межведомственного, межрегионального взаимодействия при активном участии экспертного педагогическогосообщества, мы сможем воспитать достойноебудущее поколение.Д.Медведев:Николай Анатольевич (обращаяськ Н.Никифорову), пожалуйста, дополните.Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров и Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов на заседании ПравительстваН.Никифоров: Мы плодотворно сотрудничаемс Министерством образования и науки, и на примере отрасли информационныхтехнологий хотел бы кратко рассказать, как мы организуем поддержку талантливыхдетей и какие инструменты поддержкииспользуем.Подготовка программистов, специалистов в области IT высокой квалификации – это, наверное, такой же сложныйпроцесс, как подготовка олимпийских чемпионов. И здесьпоздно начинать с первого курса вуза, важно начинать со средних классов школы, с возраста примерно 12 лет.

Именно поэтому длянас важна постоянная модель – со школьнойскамьи и дальше – поддержки талантливых ребят.Чтомы делаем?Первое.В качестве самой масштабной акции, в рамкахкоторой мы вовлекаем максимальное количество ребят, я хотел бы назвать акцию «Часкода».В 2014 году в ней приняли участие 7 млншкольников, в 2015 году – уже 8 млншкольников. Идея заключается в том, что мы даём ребятам возможность попробовать себя в качестве начинающего программиста,попробовать самые азы программирования,составления алгоритмов. С учётом того, что в нашей стране около 14 млн школьников, фактически мы охватили уже каждоговторого учащегося.Этохорошая иллюстрация того, какой сегодня спрос на подобного рода информационныетехнологии.

На наш взгляд, необязательнокаждому из участников этой акции в будущем становиться программистом. Это вцелом способствует популяризации инженерных профессий и позволяет будущему гражданину, участнику экономики, народного хозяйствасориентироваться в том информационном обществеи цифровой экономике, которая создаётся.Второе.Работа активизируется не только внутри России,но, действительно, полноценно и на международном уровне, при этом всё большемеждународных мероприятий происходитнепосредственно на территории Российской Федерации. Почему это важно?Несколькопримеров.В 2014 году в Сочи прошла Всемирная олимпиада по робототехнике.

14 российских команд прошли вфинал, пять команд стали призёрами. Запоследние годы это значительно позволило вовлечь ребят в эту активность в целом по всей стране, потому что онивидят этот, если хотите, образовательный лифтпо аналогии с социальными или карьерными лифтами.Россиятрадиционно занимает высокие места на различныхмеждународных олимпиадах по информационным технологиям. Так, например, командаСанкт-Петербургского госуниверситета вочередной раз победила на международной студенческой олимпиаде по программированию, а если посмотреть с 2000 годастатистику, то уже десять раз мы выигрывалиэти соревнования.Подобногорода мероприятия, например, только что прошедшая в Казани Международнаяолимпиада по школьной информатике, где тоже принимали участи более 80 стран, более 300 ребят, – всё эторасширяет горизонт возможностей для тысячроссийских школьников.

Они соревнуются, по сути, уже не только со сверстникамииз России, а позиционируют себя как участникиуже глобальной конкурентной борьбы и находятсяв глобальном океане человеческого капитала.Третье.Когда мы подогреваем этот интерес на уровне школы, нам важно, чтобы дальше было необходимоесоответствующее количество бюджетных мест в вузах.Когда наша команда начинала работу, в вузах у нас было около 25 тыс. мест для IT-специалистов. Год за годом,почти на 30% каждый год нам удавалось вместе сМинобрнауки это количество увеличивать, и сегодня это уже почти 45 тыс.

бюджетных мест. Это полностью коррелирует стой стратегией развития информационныхтехнологий, которую мы утверждали тоже на заседании Правительства. Такимобразом, мы видим движение талантливой,одарённой молодёжи со школьной скамьи в вуз идалее уже в индустрию.Создано 12 технопарков в сфере высоких технологий,они присутствуют во многих регионах России и даютвозможность студентам попробовать себя в качестве начинающих предпринимателей, специалистов, в том числе чтобы основать исобственный бизнес.

Что самое интересное, на базе этих же технопарков теперь мы видим, как открываются, кпримеру, детские технопарки, которыеназываются «кванториум», по программе Агентства стратегических инициатив.Таким образом,  все составляющие этого процесса работают какединое целое. Уверен, что подобного родаподходы, инструменты и, самое главное, их взаимодействие можно применять и во многих других отраслях всоответствии с утверждённой и упомянутой концепцией, которую утвердил Президент, – концепцией общенациональной системывыявления и развития молодых талантов.Д.Медведев: Коллеги, есть ли какие-то дополнения кпротокольному решению или замечания посуществу, комментарии?Мнеказалось правильным, чтобы такой докладпрозвучал именно 1 сентября, потому что этоодно из направлений, по которому нужно развивать образование, помимо массы, конечно, других. Давайте примем протокольное решение и продолжимдеятельность в этом направлении.<…>

Источники:

  • ria.ru
  • government.ru

Вам также может понравиться