Как мотивировать ребенка делать уроки

Хотелось бы начать с самого важного правила: здоровье вашего ребенка — прежде всего! К каким бы уловкам и хитростям вы не прибегали, они не должны наносить вред самочувствию вашего чада, не должны унижать его. А теперь — к конкретным советам.

1. Дайте ребенку отдохнуть после школы.Уроки в младшей школе заканчиваются, как правило, примерно в час дня.

В период с 13. 00 ч. до 16.00 ч.

ваше чадо должно восстанавливаться и набираться сил.  До следующего пика активности, который приходится на промежуток с 16 до 19 часов. В это время никакого учения! Только прогулки на свежем воздухе, дневной сон или любые приятные ребенку занятия.

2.

Организуйте рабочее место. Прежде всего, постарайтесь сделать так, чтобы оно просто было. Временное размещение ребенка за обеденным столом, журнальным столиком или на диване, собьет его с рабочего настроя.

На кухне он ест, а в гостиной отдыхает. Сконцентрироваться в такой обстановке ему будет сложно. Чем проще и строже будет обустроен уголок школьника, тем быстрее и продуктивнее пойдет у вас процесс подготовки уроков.

3. Начинайте с самого интересного для ребенка урока.Это в мире взрослых работает правило, что самое неприятное и не любимое дело желательно сделать в самом начале. У детей же все наоборот — то, что хорошо получается, доставляет радость, придает уверенность и вызывает желание заниматься домашними заданиями дальше, следует делать в первую очередь.

4. Не оставляйте ребенка один на один с уроками в начале обучения.На первых порах постарайтесь по возможности откладывать собственные дела и находиться рядом со своим отпрыском во время подготовки домашнего задания.

Это будет полезно и для вас. Так вы поймете, как ребенок делает уроки, сколько ему нужно времени на их выполнение, с какими трудностями он чаще всего сталкивается. Важно это и ребенку — у него будет возможность задать вам любой вопрос по ходу выполнения задания.

5. Подключайте таймер.Согласно нормам СанПин на выполнение задания по предмету требуется около 20 минут.

Это усредненная цифра, в которую должен уложиться даже очень медлительный ребенок. Что это даст именно вашему чаду? Во-первых, понятие о времени — уроки, это не полдня, а максимум час.

Во-вторых, он не будет растекаться мыслию по древу, а все же постарается сконцентрироваться на задании. В-третьих, если школьник регулярно не будет укладываться в срок, у вас будет веский повод пообщаться с учителем — нередко на дом задают гораздо больше положенной нормы. Это вредит здоровью и психике ребенка.

6. Поиграйте с ребенком в «дурочку».Дети обожают быть умнее взрослых, так дайте им такую возможность.

Прочитайте задачу и скажите, что совершенно не понимаете ни ее условий, ни путей решения. Ребенок разберется сам, объяснит вам и будет невероятно горд собой. Это ли не лучшая мотивация охотно делать домашние задания?

7. Не обездвиживайте ребенка.Конечно, письменные задания можно делать только за столом. Но кто сказал, что устных это тоже касается.

Учить правило, стихотворение, текст по иностранному языку вполне можно и в движении. Повторяя таблицу умножения или английские слова, можно скакать на фитболе, прыгать через скакалку, танцевать. Многие дети, кстати, таким образом готовят устные уроки гораздо лучше.

Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью.

Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?

Ребенок ленится

Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине – ему просто лень.

Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников.

Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.

Ребенок боится неудачи

Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать.

Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Ребенок не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Ребенку не хватает любви и внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают нехватку родительского внимания и любви, и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.

В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание.

Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.

Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно

Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.

Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо самостоятельно. Для начала необходимо объяснить ребенку, что домашнее задание – это его обязанность, и вы не должны все время выполнять его вместо него.

Скажите малышу, что будете помогать лишь в крайних случаях. Если кроха капризничает и не соглашается с новыми правилами, действуйте жестко: запретите ему смотреть телевизор, пока не сделаны уроки, не позволяйте включать компьютер или временно лишите карманных денег. Чаще всего дети охотно идут на компромисс, зная, что после выполнения необходимых заданий получат приятный бонус.

При нежелании малыша делать уроки, взрослым необходимо создать ему благоприятную атмосферу, заинтересовать знакомыми предметами, объяснить мотивацию выполнения домашних заданий, дозировать критику и похвалу. Рекомендации родителям, как помочь ребенку с выполнением домашних заданий, дает психолог Центра детского развития «Сияние детства» Николай Лукин.

Виктория Грицук

Выполняя домашнее задание, школьник закрепляет пройденный на уроке материал. И главными помощниками ребенку в этом деле становятся его родители.

Однако каждый день в миллионах семей по всей стране разыгрывается одна и та же пьеса – дети садятся за уроки нехотя, под давлением со стороны взрослых. Угрозы, запреты – путь, ведущий в никуда. Как привить ребенку любовь к выполнению уроков?

Ниже приведен список рекомендаций, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания:

5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания

1) Составьте план выполнения домашнего задания

Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем.

Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время.

Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.

2) Проверяйте уроки у ребенка

Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.

Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.

3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки

Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность.

Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.

4) Замечайте достоинства, а не недостатки

Хвалите детей чаще.

Делайте это при каждом удобном случае. Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ».

Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.

5) Контролируйте свои эмоции

Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные.

Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же. Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.

Татьяна Маргулян

Достаточно ли вашему ребенку внимания?

Пройдите тест и узнайте об этом!

Тянуть с уроками до последнего — оставлять домашние задания на поздний вечер, даже на следующее утро — любят многие дети. Самоконтроля порой не хватает не только в начальной школе, но и в средней. В ход идут «самовнушения»: «меня не спросят», «письменного не задавали», «я и так знаю».

Как справедливо пишут мамы, обсуждающие проблему «неделания уроков», пока ребенку самому это не понадобится, ничего не изменится. Но аргумент «не поступишь в институт» для 10-11-летнего — пустой звук. Что же может мотивировать ребенка прямо сейчас?

Школьники ежедневно получают горы домашних заданий, и предполагается, что родители будут помогать их выполнять. Это отнимает массу времени, а если ребенок еще и отказывается делать уроки!..

11-летний Кевин — сообразительный и толковый мальчик. Лучше всего он успевает по математике и физике, а также делает успехи в игре на саксофоне.

Понятно, что домашние задания не составляют для него большого труда. Беда в том, что он их не делает. Он старается не садиться за уроки, «выезжает» на своей сообразительности и вообще требует много внимания со стороны родителей.

Вот как они описали обычный вечер рабочего дня. Кевин оттягивал до последнего: играл в видеоигру, смотрел телевизор, перекусывал, болтался по дому, гулял с собакой… Когда родители все же заставили его сесть за стол криками, просьбами и уговорами, он воспользовался первой же возможностью улизнуть.

«Он не страдает гиперактивностью, — сказала мама Кевина. — В других ситуациях он довольно усидчив.

Он просто не хочет делать уроки». Родители не знали, как быть. Они посулили Кевину электрогитару, если он будет получать «пятерки», грозили запретить ему играть в баскетбол и кричали: «С такими оценками ты никогда не поступишь в колледж! Ты просто нас убиваешь!».

Что ж, картина ясна: Кевин не садится за уроки, а если занимается, то не более 10 минут. Вместе с тем мы знаем, какое желательное поведение хотим увидеть:садиться за стол и выполнять задания в течение, скажем, 30 минут. Конечно, уроки требуют больше времени, но мы начнем с этого временного интервала.

Если, например, он никогда не садился за уроки, то мы бы начали с 0 минут — это была бы наша отправная точка. В этом случае 30 минут было бы много. Мы начали бы с 10, а потом постепенно увеличили время до 30 минут.

Помните наше основное правило? Начинать с той позиции, на которой ребенок находится. Мы иногда думаем, что он просто знает, но не делает, и хотим начать с этого места — это ошибка.

(Я знаю, что другие 11-летние дети сидят за уроками часами и выполняют все задания. Я понимаю, что вы чувствуете — вы обращаетесь с Кевином, словно с младенцем. Но это необходимо, если вы хотите решить проблему.) Нам сейчас не очень принципиально, сколько именно минут он будет сидеть за уроками.

Посмотрим, какие предопределяющие условия играют важную роль. Это те предшественники, которые «готовят почву» для желательного поведения, делают его более вероятным. Хороший вариант — придумать ритуал для того момента, когда Кевин приходит из школы.

Дадим ему немного времени, чтобы успокоиться и перестроиться после учебы, период «свободного плавания». Затем назначим время для начала выполнения заданий, скажем, 4 часа. Оно должно быть одно и то же каждый день.

Начинаем с четкой, ясной подсказки: «Кевин, пора за уроки». Нужно определить не только постоянное время, но и постоянное место для работы.

Письменный стол лучше, чем кухонный, потому что последний — предопределяющее условие для другого вида поведения. И еще: вы лишаете ребенка возможности тратить время на игры и телевизор вместо уроков. Это тоже немного облегчает нашу задачу.

В результате вам нужно контролировать его занятия и убедиться, что он приступил к урокам. Поэтому в первые несколько дней, помимо подсказки, добавляйте: «Я помогу тебе». Вам придется пару дней сидеть с ним.

Не старайтесь выполнить работу за него. Ваша задача — поощрять его заниматься и хвалить за малейшие успехи. Но не слишком эмоционально: «Кевин, ты отлично справился с математикой.

Молодец, что ты сидишь и занимаешься. Видишь, ты почти закончил». Иначе говоря, хвалите за успех в процессе работы(вместо того чтобы говорить, какой он умный), ведь именно работу вы хотите увидеть.

И не забывайте о ласке — похлопать по плечу и т. д. Это усиливает поощрение.

Через несколько дней начинайте самоустраняться. Сначала выходите из комнаты — приготовить ужин, позвонить — и потом возвращайтесь. Обязательно хвалите за то, что в ваше отсутствие мальчик сидит и занимается, старайтесь «подловить» его на желательном поведении.

Вы можете особо выделить начало и окончание занятий. Например, вначале сказать так: «Кевин, пора за уроки. Начинай, а я приду через несколько минут».

Приходите сначала через 5 минут, потом через 10 и т. д. Если он не может начать сам, садитесь вместе с ним, потом уходите — за 5 минут до окончания времени, потом за 10.

Выберите путь наименьшего сопротивления. То есть начните с того, что он может делать: сложно сесть — начинайте вместе; сложно сосредоточиться на выполнении заданий — помогайте в процессе выполнения.

В этом случае таблица достиженийбудет очень простой: по очку за каждые 10 минут непрерывной работы.

Значит, 2 очка за 20 минут, 3 — за 30 и т. д. Ставьте очки в таблице и хвалите в процессе работы — сначала каждые 10 минут, если Кевин их заработает, и дополнительно — в конце успешной сессии.

Вам может показаться, что основной секрет в обещании призовых очков, но это не так.

На самом деле важнее всего похвала. Очки и похвала идут рука об руку, и помните, что я имею в виду «эффективную» похвалу: эмоциональную, сформулированную и своевременную — хвалите сразу после проявления желательного поведения. И обязательно приласкайте ребенка.

Таблица должна висеть на видном месте — там, где мальчик занимается; помните, что само ее наличие — предопределяющее условие для желательного поведения. Вы можете использовать обычную систему призов — «дешевых» и «дорогих». «Дешевые» Кевин может получить за несколько очков: если максимальное количество заработанных за день очков 4, то самый маленький приз должен стоить 3 очка.

Алан Каздин

Комментировать статью «Как усадить ребенка за уроки: 5 шагов и таблица достижений»

Источники:

  • www.jv.ru
  • www.ya-roditel.ru
  • www.ya-roditel.ru
  • www.7ya.ru

Вам также может понравиться