• Получи свой первый сертификат по LEAN!
  • Получите уникальный опыт оптимизатора производства
  • Портал Lean-center.ru
Консалтинговая лаборатория «Открытые инновации»Обратиться к консультанту
Lean-center

Дата публикации на портале lean-center.ru:

09.06.2016

Scrum в России

Scrum в России

Портал LEAN-CENTER.RU представляет Вашему вниманию интервью с Исполнительным директором Mindbox.

Можете ли очень коротко, в двух словах, рассказать, что из себя представляет Scrum?

Scrum – это методология управления, которая подразумевает доставку конкретной пользы конечному клиенту короткими (недельными) итерациями. В конце каждой такой итерации есть что-то новое, что может использовать бизнес.

Классический и очень абстрактный пример, который описан в учебниках, это работа художника. Представьте, что вы пишете картину. Леонардо да Винчи не рисовал Мона Лизу сразу целиком, идеально прописывая все детали. Настоящий художник не рисует верхний правый угол, затем левый нижний и не соединяет их потом идеально в одно изображение. Он рисует набросок будущей картины, контуры и потом постепенно прорисовывает детали.

Также строится процесс создания программного обеспечения. Например, вы захотели запустить онлайн банк. Раньше для этого вам пришлось бы прописать ТЗ на 300 страниц, которое сначала поступает дизайнерам, потом разработчикам, после – тестировщикам, и все это занимает годы. Scrum отменяет эти процессы и рекомендует структурировать работу таким образом, чтобы уже через две недели после старта разработки продукт начал работать. Например, вы могли бы осуществлять переводы с карту на карту. И потом каждые две недели добавлять новые функции и обрабатывать обратную связь от клиента.

Чем это отличается от других технологий управления?

Главное отличие Scrum даже не в самих итерациях и их размере. Scrum позволяет «нарезать» пользу для бизнеса клиента на маленькие кусочки. В конце каждой итерации обязательно должна быть польза для конечного клиента, по которой поступает обратная связь. Это ключевое отличие гибких методологий.

Скажите, если все подытожить, то какова главная выгода Scrum для организации?

Повышение эффективности бизнес-процессов и сокращение потерь. Если мы пытаемся реализовать очень большой объем работы до первого релиза (3-4 месяца разрабатывать продукт, а потом выпустить его), то с очень большой вероятностью значительная часть работы будет сделана зря. Происходит это из-за искажения информации, неправильной постановки задач, изменений бизнеса заказчика, ошибок в ТЗ и мн.др. В результате многое придется переделывать, выкидывать, и обратная связь запоздает. Если периоды обратной связи сократить до минимума, то и потери связанные с «испорченным телефоном» можно свести к минимуму.

Каковы нынешние тенденции в применении этой технологии?

В разработке ПО гибкие методологии это стандарт. Основная тенденция в том, что Scrum выходит за рамки разработки ПО и проникает в другие сферы бизнеса, объединяется с движением к организациям нового типа (холократия, самоуправляемые организации без менеджмента). Итеративный подход к бизнесу и пользе реализуется сегодня во многих отраслях. Например, существует «манифест гибкого маркетинга», где суть абсолютно та же самая: нужно отходить от годовых бюджетов и переходить к быстрым экспериментам в недели.

Каковы, на Ваш взгляд, ключевые факторы успеха при внедрении Scrum?

Ключевые факторы успеха – правильные люди и правильная мотивация. Если компания внедряет Scrum ради модного слова и не связывает это с бизнес целями, то вряд ли интеграция приведет к успеху. Самые успешные изменения всегда начинается с самого верха, когда руководство компании на максимально высоком уровне понимает, зачем это нужно и какие результаты для бизнеса это может принести. И здесь самый яркий пример внедрения гибких методологий это Сбербанк, где Герман Греф лично доносит ТОП-менеджменту компании и сотрудникам необходимость и преимущества Agile-подхода.

С какими проблемами обычно может столкнуться организация, которая желает внедрить у себя Scrum?

В момент любых изменений в компании всегда проседает эффективность и производительность. Это неизбежно, и к этому нужно быть готовым.

Основная сложность кроется в том, что настоящее внедрение гибкого менеджмента и гибкой разработки требует перестройки работы с клиентами. В случае с нашей компанией (Mindbox предоставляет услуги программного обеспечения по подписке) это потребовало перестройки договорных отношений и перехода на гибкие контракты. Нашим клиентам совершенно не важно, как мы разрабатываем продукт. Суть в том, что мы не работаем по большим ТЗ, не внедряемся как классическая IT-компания, а стараемся какую-то конкретную пользу (в нашем случае, это запуск маркетинговых компаний) привнести максимально быстро после подписания контракта. Так мы сумели отойти от долгих согласований проектных планов к описанию конкретной пользы, которую мы хотим получить здесь и сейчас. Соответствующим образом все прописано в контракте.

Вам необходимо объяснить клиенту, чем отличается ваш подход к работе. И это сложно, потому что это другой бизнес – другая вселенная со своими особенностями, философией и убеждениями.

Внедрение Scrum – вопрос отказа от привычки.

Можете описать какой-нибудь один из Ваших проектов, где Вы эффективнее всего использовали Scrum? Чем он запомнился?

Mindbox с 2008 года работает по принципам Scrum, и с тех пор он постоянно меняется. Сейчас работа в компании построена по технологии Scrum-ban (смесь Scrum и Kanban подходов). На практике это выглядит примерно также, как рисуют в презентациях тренеры по гибким методологиям. Разработка в компании разбита на 4 команды по 5-6 человек. Это абсолютно равноценные команды, которые распределены по направлениям деятельности наших клиентов: FMCG, e-commerce, Retail, четвертая команда – отвечает за инфраструктуру самой платформы, ее функционал и производительность. У каждой команды есть доска, на которой фиксируются пользовательские истории в виде бумажек – это единицы пользы, которые мы доставляем клиентам. Команды стараются каждый день встречаться, проводят, так называемые, daily stand-up – встреча, статус на 5-10 минут. Также раз в две недели проходят более глобальные статусы, когда команда подводит итоги по итерации работ. Есть ретроспективы по желанию команды (тоже практика из Scrum). По мере накопления материала проходят демонстрации разработки одной команды другим, или клиентским менеджерам.

Мы обновляем код нашего продукта более 300 раз в месяц, то есть обновления выходят по несколько раз в день. В большинстве случаев мы можем запустить новые кампании уже после 3-4 дней после подписания договора с новым клиентом. Многие доработки совершаются в течение нескольких часов. И это именно эффект внедрения гибкой методологии на всех уровнях.

Как Вы смотрите на перспективы Scrum в России?

В России уже ежегодно проходит крупнейшая в Европе конференция по гибким методологиям «Agile days». Сюда приезжают лучшие специалисты со всего мира. Благодаря Сбербанку тенденция внедрения гибких методологий вышла за рамки бизнеса и сегодня активно обсуждается в госсекторе, который традиционно считается наиболее консервативным. В этом году состоялась первая конференция «GosAgile». Ведутся работы по внесению изменений в ГОСТы, требования контрольных органов по разработке таким образом, чтобы государство могло работать с разработчиками по гибким контрактам.

Что можете пожелать читателям нашего журнала?

В культуре восточных единоборств существует принцип «сю ха ри», который описывает процесс обучения. На первой стадии «сю» новичок беспрекословно подчиняется правилам. На второй стадии «ха» человек начинает модифицировать правила под себя. На третьей стадии «ри» правила можно отринуть.

Во внедрении чего-то нового, думаю, стоит следовать этим трем этапам. Сначала внедрить постепенно, посмотреть что болит, и очень медленно аккуратно модифицировать под себя.

Тэги: Бизнес-кейсы 

Источник:  Предоставлено автором

Фото:  http://www.adchieve.com/

Чтобы оставить комментарий войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Комментарии:

Константин Серебровский Константин Серебровский16.06.2016 11:37:27

Да, идея не плоха, хотя и не нова. Безусловно есть и "подводные" камни, но главное, с моей точки зрения, на что обратил внимание автор - это ключевые факторы успеха внедрения подобных технологий разработки ПО, причем желание и понимание должно быть как у заказчика, так и у разработчика, соответственно, огромную роль в успехе реализации проекта является умение руководителя проекта управлять ожиданиями клиента, правильно их интерпретировать и постоянно поддерживать интерес к проекту, а иначе это все может превратиться либо в фарс, либо в рабство исполнителя ...

Куликов Андрей Куликов Андрей13.06.2016 19:59:39

Спасибо, очень познавательно, особенно про применение этой технологии в России.