• Получи свой первый сертификат по LEAN!
  • Получите уникальный опыт оптимизатора производства
  • Портал Lean-center.ru
Консалтинговая лаборатория «Открытые инновации»Обратиться к консультанту
Lean-center

Дата публикации на портале lean-center.ru:

31.08.2016

Диплом за чашкой чая, или плюсы и минусы онлайн-обучения

Диплом за чашкой чая, или плюсы и минусы онлайн-обучения

Еще пять лет назад получить диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, обучаясь онлайн, казалось подозрительным, как покупка диплома в переходе метро. Сейчас дистанционное обучение с защитой диплома - реальность и  абслютно законная процедура. Digital-технологии изменили мир. Мы находим информацию за считанные секунды. Общаемся через интернет с друзьями на других континентах. Храним фото в облаке. Выкладываем презентации в дропбокс. Смотрим фильмы в онлайн-кинотеатрах и учимся в онлайн-университетах. Интернет делает знания доступнее. Тысячи курсов и лекций доступны абсолютно бесплатно. Можно онлайн получить нужные для работы знания, подтвердить профессионализм международным сертификатом и даже получить диплом по новой востребованной профессии. Занятия проходят онлайн в форме видеоуроков или вебинаров. Домашние задания ты получаешь и отправляешь на проверку преподавателю в личном кабинете. Общаешься с экспертами и сокурсниками в чате. Консультируешься с дипломным руководителем по скайпу. А для защиты диплома выходишь в эфир из дома или офиса.

Какие преимущества есть у онлайн-обучения? Каковы недостатки? Какую пользу, кроме знаний, дают дистанционные развивающие форматы?

Для меня лично первый и самый очевидный плюс - экономия времени на дорогу.

Время - невосполнимый ресурс. Хочется разумно и с пользой его использовать, не тратить драгоценные часы на перемещение по городу. Выбирая между двумя программами по управлению интернет-проектами - онлайн и классическим вечерним обучением - я посчитала, что за три с половиной месяца при занятиях дважды в неделю я проведу в пробках как минимум 42 часа. Почти два вырванных из жизни дня. Онлайн-обучение - бережное отношение ко времени. Учиться дистанционно означает разрешать себе дважды в неделю утром до работы учиться английскому по скайпу. В другие дни вечером, после работы, проходить курс по управлению интернет-проектами. Прослушивать запись вебинара в машине по дороге на встречу. В выходной смотреть видеоуроки и выполнять задания.

Второй плюс - комфорт. Учиться с чашкой чая в уютном кресле, завернувшись в любимый плед, гораздо комфортнее. В привычной обстановке факторы внешней среды - температура в аудитории, расписание перерывов или удобство стула - не отвлекают, и концентрируешься на процессе и содержании занятия. Не растрачивая ресурс мозга на адаптацию к среде, я лучше включена в процесс и, в конечном счете, осмыслю и запомню гораздо больше информации.

Третье преимущество - получать знания и не отставать от группы, даже пропуская занятия. Видеозапись урока доступна уже на следующий день. Доступ к материалам и записям сохраняется в течении определенного времени и после окончания курса. Психологи утверждают, что после обучения усваивается от 10 до 30 процентов информации. Возможность прослушать видеоурок снова и вспомнить материал значительно увеличивает процент оставшихся в голове знаний. Проверено на себе:).

Не всегда и не всем в ходе или по окончанию обычного семинара или лекции получается задать вопрос преподавателю, особенно, если времени мало, группа большая, а спросить хочет каждый. Поэтому четвертое преимущество обучающего вебинара - задавать интересующие дополнительные вопросы в чате и тут же получить ответ. Спрашивать можно и через личный кабинет обучающей платформы, и через специально созданную куратором курса группу в фейсбуке. Ответы приходят оперативно, поэтому позволяют быстро двигаться в освоении знаний.

Группа для участников курса в социальной сети и чат вебинара дают нам пятое преимущество - нетворкинг. Знакомства с новыми людьми - новые деловые связи, поиск сотрудников, клиентов, коллег или бизнес-партнеров. Студенты и преподаватели обмениваются контактами, френдят друг друга в социальных (Facebook, ВКонтакте) и профессиональных (LinkedIn) сетях. Мы можем не встретиться друг с другом в жизни, но это не помешает нам поддерживать общение, делиться полезными материалами, наблюдениями, трендами, предлагать работу и рекомендовать кандидатов. Контакты останутся и после окончания курса. Это ценно.

Шестое преимущество - стоимость. Большинство дистанционных курсов дешевле аналогичного "живого" обучения. Например, учить иностранный язык с носителем по скайпу выгоднее, чем посещать индивидуальные или групповые занятия в языковой школе. Пригласить зарубежного эксперта провести семинар в разы дороже, чем подключить его к вебинару из заокеанского офиса.

Наряду с плюсами у дистанционного обучение есть и недостатки:

Во-первых, технические проблемы, связанные с качеством связи и мощностью оборудования. Лучше заранее обновить браузер, установить приложение на смартфон и проверить скорость и качество связи. Технически все, конечно, решается, но нужно быть готовым к возможным сбоям.

Во-вторых, как и в классическом обучении, успех программы зависит от согласованности блоков курса и соответствия фактической программы заявленной при анонсировании. За контент, согласование блоков и распределение экспертов курса отвечает руководитель программы (программный директор в бизнес-школах). В дистанционном обучении труднее контролировать содержание программы и степень проработки спикерами анонсированных на старте блоков. Из присланной преподавателем презентации не всегда очевидно,  о чем именно он будет рассказывать и насколько углубится в вопрос. Я столкнулась с тем, что на трехмесячной программе профессиональной переподготовки было два десятка спикеров. Не все из них были знакомы друг с другом, и никто из них не прослушивал прошедшие вебинары коллег. Это привело повторениям одних и тех же вещей в вебинарах различных преподавателей. Безусловно, это важные вещи, каждый обращал на это внимание. Когда второй и третий эксперт возвращаются к уже пройденному блоку - это может веселить. Но когда шесть преподавателей возвращаются к одному и тому же вопросу - раздражает, так как жаль потраченного впустую времени. Даже первоклассный состав спикеров не гарантирует хорошего результата, если между нами нет согласованности и программа формируется хаотично. В дистанционном обучении этому стоить уделить дополнительное внимание.

В-третьих, сложно заранее оценить насыщенность программы и интенсивность занятий. Даже когда в анонсе акцентирована обязательность выполнения домашних заданий для получения диплома, то предположить, сколько времени потребуется на выполнение, трудно. Особенно, если речь идет о профессиональной переподготовке и развитии компетенций в другой профобласти. Реальность бывает такова, что не все курсы можно сочетать с личной и рабочей жизнью. Мне приходилось смотреть записи и делать домашние задания по ночам. Объем домашних заданий и дедлайны по их выполнению  бывали жесткими. Это формирует ощущение, что  ты отстал и уже никогда не догонишь группу. Это сильно демотивирует, а мотивация влияет на эффективность обучения.

В-четвертых, избыточный объем дополнительной информации. Когда двухгодичный МВА пытаются уложить в трехмесячный интенсив, многое отдается на  самостоятельное изучение. Количество рекомендованных книг, статей, подкастов бывает таково, что нужна еще одна жизнь, чтобы хотя бы прочитать все то, что нужно для подготовки к финальному испытанию (диплому или сертификации). А ведь с этой информацией нужно не просто ознакомится, а осмыслить ее, выделить важное и полезное и применять. После одного курса у меня остался список из 34 книг.

Анализируя преимущества и недостатки, нельзя забывать и о факторах успеха обучения.

Самый важный фактор для успешного обучения - это личная мотивация на развитие. Взрослого человека нельзя заставить учиться или научить чему-то насильно. Взрослый может чему угодно научиться сам, если захочет.

Какова моя карьерная цель? Каких знания и навыков мне не хватает для ее достижения? Где их можно получить? Как я буду использовать полученные знания? Стоит задать себе эти вопросы при планировании своей карьерной траектории.

Интернет и диджитал-технологии - лишь способ и инструменты профессионального и личностного развития. Только от нас самих и приложенных усилий зависит, не ошибемся ли мы в выборе программы, какую пользу из нее извлечем и как будем применять знания для достижения поставленных целей.

Тэги: Статьи 

Источник:  Предоставлено автором

Фото:  Предоставлено автором

Чтобы оставить комментарий войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Комментарии:

Константин Серебровский Константин Серебровский12.09.2016 23:40:52

Да, тема не простая, с одной стороны - ускоряет и упрощает процесс, с другой - а как без дискуссий, как без положительного опыта преподавателя? Вообщем, каждый решает для себя с учетом выбираемой специальности

Куликов Андрей Куликов Андрей09.09.2016 13:05:10

У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы, и он-лайн-обучение - не исключение из этого правила