Фитбол-гимнастика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В статье рассматривается значимость фитбол-гимнастики в оздоровительной аэробике.

Анализируется эффективность фитбола как средства развития силы, гибкости, выносливости и координации движений. Представлен комплекс упражнений с фитболом. Даны рекомендации по подбору инвентаря, одежды, обуви, места занятий.

Ключевые слова: фитбол-гимнастика, упражнения, оздоровление, коррекция, осанка, мяч.

Модернизация высшего образования, введение инновационных технологий предъявляют повышенные требования к здоровью студентов.

В настоящее время у студентов ВУЗов происходит снижение уровня здоровья, физической подготовленности. Недостаточная физическая активность студентов приводит к негативным последствиям. Происходят нарушения многих функций, в частности, связанные с осанкой (искривление позвоночника, стирание межпозвоночных дисков), неправильное дыхание, а также защемление межреберных связок, недосып и многое другое.

Гармонично укрепить основные группы мышц, улучшить осанку, гибкость, координацию, можно с помощью швейцарского мяча, который назван фитболом. Сегодня фитбол — один из самых популярных направлений в фитнесе. Он великолепно решает оздоровительные задачи, воздействуя на двигательные, вестибулярные, тактильные анализаторы.

Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов. Большое значение для формирования правильной осанки, закрепления навыка правильной позы сидения, функционирование мышц и систем организма, низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальти-

ку кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, что очень положительно сказывается на организме студентов.

Сегодня занятия с фитболом условно подразделяются на фитбол-гимнастику и фитбол-аэробику.

Последняя зачастую используется в студенческих программах, как подготовительная часть занятий. Оригинальный спортивный инвентарь вносит разнообразие в аэробную часть занятий и обеспечивает пояс верхних конечностей дополнительной нагрузкой. Благодаря широким возможностям «фитбола», количества возможных элементов и упражнений, становится возможным создавать уникальные интерпретации упражнений для развития личных двигательных умений и навыков, совершенствования координации, формирования чувства внутренней раскрепощенности.

Кроме того, фитбол не регламентирует использование и другого спортивного инвентаря. Зачастую помимо него в упражнениях могут использоваться эспандеры, амортизаторы, штанги и бодибар, а также различного рода утяжелители. Это позволяет проработать конкретные группы мышц еще лучше, позволяет видоизменить тренировку или учебное занятие, обеспечить индивидуальный подход для подготовленных студентов за счет подбора массы снаряда или вида дополнительного оборудования, сформировать навыки выполнения атлетических упражнений, упростить подачу ма-

териала в учебном процессе. Огромное влияние уделяется развитию основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость.

Переходя к работе со студентами, необходимо учитывать определенного рода специфику в силу неоконченного развития организма. Критериями для подбора подходящего снаряда для каждого студента будет являться его рост: при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой должен быть прямой угол. Кроме того, правильное исполнение упражнений предусматривает приподнятое положение подбородка и головы, расслабленные и разведённые плечи, прямое состояние позвоночника.

Разбирая подготовительный этап работы с фитболом, существует ряд следующих требований: необходимо проверить помещение на предмет различного инвентаря, затрудняющего работу с мячом, а также острые предметы, которые могут повредить сам снаряд. Одежда студентов должна быть достаточно эластичной, тянуться для комплекса упражнений, обувь с резиновой или силиконовой подошвой для уменьшения скольжения, рекомендуется начинать оздоровление обучающихся в ВУЗах с простых упражнений, облегчённых исходных положений, постепенно добавляя нагрузку, усложняя упражнения. Занятия с фитболом не должно вызывать у человека боль или дискомфорт: следует избегать резких перемещений и группировок, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, постоянного напряжения мышц и спины.

Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе, лёжа на спине, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не рекомендуется при положении лёжа на мяче задерживать дыхание. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояние человека. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние

человека. В работе с фитболом стоит избегать холодных оттенков (фиолетовый или синий), они оказывают трофо-тропное влияние, то есть повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в связи, с чем снижается ЧСС, АД, ухудшается скоростно-силовые качества. С другой стороны, яркие и светлые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготроп-ное влияние, повышают активность систематического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы (ЦНС).

Это, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышению артериального давления (АД), учащению дыхания. Желтый и зеленый цвет способствуют проявлению выносливости. Велика роль цвета в предупреждении травматизма.

Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Черная и коричневая окраска снарядов (например, медицин-боллов) создает впечатление, что они тяжелее, чем те предметы, которые окрашены в белый или желтый цвет.

Эффект от упражнений достигается при регулярном и длительном применении при достаточной интенсивности. Выполняйте упражнения ежедневно не менее 15 минут, постепенно доведя занятие до 30-45 минут.

Для похудения темп должен быть средним, амплитуда максимальной. Для укрепления мышц необходим темп медленный, амплитуда большая. Наиболее популярные упражнения для проработки мышц нижней части тела, традиционные силовые упражнения для ног и ягодиц на фитболе.

Приседания с мячом над головой (необходимо взять фитбол и поднять его на вытянутых руках прямо над головой. В таком положении необходимо медленно приседать, при этом держа спину прямой, а ноги на ширине плеч. Опускать корпус нужно ровно до того момента, когда он станет перпендикулярен икрам).

Приседания с мячом у стены (мяч между стеной и спиной, чуть ниже лопаток и выше ягодиц. Ноги в стандартном положении на ширине плеч. Вес

тела перенести на пятки.). Выпады (необходимо держать фитбол на вытянутых руках, прямо перед собой параллельно полу. Особое внимание уделяется движению: выпад исполняется так, чтобы активная нога сгибалась под прямым углом, а вторая точечно касалась коленной чашечкой пола.

Далее меняем ногу, совершая движение вперед. На верхнюю часть тела используют отжимания (существует два варианта отжиманий на фитболе: упор на руки или ноги. Благодаря концентрации на сохранении равновесия развиваются мышцы верхней части тела.

Для начала упражнения возвращаемся в статичную планку на вытянутых руках. Упражнение выполняется медленно с фиксацией в пиковой точке. Далее, руки сгибаются в локтях, спина при этом прямая.

Во втором варианте исполнения с упором на руки, весь вес перемещаем на плечевой пояс, стараясь на задействовать мышцы ягодиц, а также пресс). Гиперэкстензия (Исходное положение лежа животом на фитболе параллельно полу. Фитбол при этом расположен в верхней части бёдер и таза.

Далее, начинаем поднимать туловище вверх, при этом выгибаясь телом в противоположную сторону. В конечном положении делаем паузу и возвращаемся в исходное. В отличие от обычной гиперэкстензии, обратная предполагает динамику ног.

То есть при исполнении используются только ноги, а руки, скорее обеспечивают статичное равновесие. Распрямляем спину и поднимаем ноги, останавливаясь в пиковом положении. Далее спокойно опускаем ноги и продолжаем упражнение.

Необходимо обращать внимание на то, что туловище должно максимально прогибаться, чтобы задействовать все группы мышц). Также есть несколько альтернативных упражнений, разработанных сразу на несколько групп мышц. Книга (исходное положение лежа на спине.

Фитбол находится зажатым между ног внутренней стороной обеих стоп. Руки при этом параллельны полу и выпрямлены прямо перед собой. Поднимая верхнюю часть

тела, одновременно «складываем» руки и ноги таким образом, словно они закрываются в районе грудной клетки. В конечной точке мы перемещаем шар из рук в ноги, а потом возвращаемся в исходное положении и наоборот).

Наклоны в сторону (для выполнения упражнения необходимо боком разместиться на мяче. При этом обе ноги должны опираться в твердую опору для фиксации положения. В текущей позе все туловище представляет собой ровную линию, которая параллельна полу.

Далее, совершаем наклоны, словно вы делаете их стоя, сгибая туловище для того, чтобы часть выше пояса в конечной точке была под прямым углом к ногам. В этом положении делаем паузу, а затем перемещаем корпус в исходное положении. Далее меняем сторону).

Баланс (облокотиться руками на фитбольный мяч, ноги выпрямить, зафиксировать это положение на 10-15 секунд. Можно выполнять лежа на спине, ноги согнуты под углом 90 градусов, мяч под лопатками, головой. Поочередно сгибать, разгибать ноги).

Каждый студент может подобрать для себя комплекс упражнений, помогающий пройти оздоровительный курс, выполняемый на больших мячах и имеющий наибольшую ценность. Используемые техники строятся на принципах физической культуры для студентов, а также медицинских аспектах, регламентирующих порядок исполнения каждого упражнения на все группы мышц.

Отдельным блоком выделяется также рефлексия тела как средство профилактики различных заболеваний и повышение стрессоустойчивости. Формирование у студентов правильной осанки, развитие гибкости, повышение уровня физической подготовленности, профилактика и коррекция различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.), а также развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесию). Превратить движение в привычку поможет фитбол-гимнастика.

Библиографический список

1.

Морозова Л.В., Кирьянова Л.А. Инновационный подход в организации занятий для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. №5 (123).

2. Тихомирова И.В. Фитнес для ленивых: фитбол дома. — С-Пб.: ИК «Невский проспект», 2004.

3. ФирилёваЖ.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-дан. — С-Пб., 2007.

4. Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровье, формирующее физическое развитие. -М., 2001.

THE USE OF FITBALL-GYMNASTICS FOR RECREATION OF STUDENTS O.A. Sbitneva, senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The article considers the importance of fitball gymnastics in health aerobics.

The effectiveness offitball as a medium of strength, flexibility, endurance and coordination of movements is analyzed. A set of exercises with fitball is presented. Recommendations on the selection of equipment, clothing, shoes, places of employment.

Keywords: fitball-gymnastics, exercises, improvement, correction, posture, ball.

В эпоху планшетов и интеллектуального развития особо остро стоит тема физической нагрузки детей.А ведь именно в дошкольном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, а также воспитываются личностные качества и творческие способности. В детских садах в настоящий момент помимо традиционных методик физического развития, используются и нетрадиционные подходы. К числу последних относится фитбол-гимнастика – гимнастические занятия на фитбол-мяче.Появился этот чудо-мяч в 1960-х годах в рамках профилактического спорта.Почему чудо?

Потому что в начале своего пути он использовался в целях лечения церебрального паралича и других заболеваний опорно-двигательного аппарата сотрудниками медицинских учреждений Европы. Сейчас его применяют в домашних условиях, фитнес-центрах, детских развивающих студиях.Популярен мяч благодаря своему оздоровительному эффекту. Ряд отечественных авторов, изучающих влияние фитбол-гимнастики на организм, пришли к выводу, что она развивает вестибулярный аппарат, улучшает координацию, стабилизирует равновесие, а также активизирует обмен веществ.

Воздействуя на позвоночник, суставы и межпозвонковые диски, мяч оказывает свое профилактически-лечебное свойство.Упражнения с фитболами позволяют:учиться правильно сидеть на фитболах;учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;укреплять различные группы мышц;формировать и закреплять навык правильной осанки;тренировать способность удерживать равновесие;учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.Заниматься фитбол-гимнастикой можно даже с детьми до года, а вообще полезно иметь такой мяч дома и не бояться проводить занятия самостоятельно, ведь специального медицинского образования для этого не требуется. Однако есть свод «золотых правил», которые надо знать:угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка — это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.Также не стоит забывать и элементарных вещей, как то: в помещении, где проводятся занятия, не должно быть острых предметов, одежда и обувь (заниматься можно и босиком) должны быть такими, чтобы не сковывать движения ребенка, помещение должно быть хорошо проветрено.Как проводить занятия?Дети – существа активные, неусидчивые и даже яркие фитбол-мячи не всегда могут повлиять на их желание все бросить и начать заниматься.Желательно для начала рассказать детям о фитбол-мяче, можно в игровой форме познакомиться с ним.

Затем необходимо научить правильной посадке на мяч и приемам страховки. Также неплохо будет разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары об пол, упражнения в парах с перекатыванием и перебрасыванием мяча).Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут, с детьми помладше хватит 15-20 минут. Как и в любом виде физической активности, в фитбол-гимнастике есть три основных части:вводная часть или разминка, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;основная часть – собственно сами упражнения на мяче;заключительная часть – подвижная игра и релаксация.Чтобы ребенок полюбил занятия, и они шли ему во благо, они должны быть интересные, эмоционально и музыкально насыщенные.

Добиться этого несложно: музыку подбираем ритмичную, цвета мячей – яркие. Кстати,  различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.Теплый цвет(красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.Холодный цвет(синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.Желтый и зеленый цвет– нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.Более того, существует такое замечательное явление, описанное в пособии «Двигательный игротренинг для дошкольников», как фитбол-сказки.Сказкотерапия – самый  древний психологический  и педагогический прием.Многие считают, что она адресована только детям, однако охватываемый ее возрастной диапазон не имеет границ. Именно обращение к сказке позволяет вспомнить о простых истинах, заново открыть их, создать духовный ресурс противостояния злу.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельным занятием, использоваться в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, в свободной деятельности в группе дети могут повторять и воспроизводить сказку.В каждой сказке есть схемы упражнений (так называемые мнемотаблицы), показывая которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений. Двигательная сказкотерапия представлена различными простыми в исполнении сюжетами. Сами сказки адаптированы под разные возрастные группы и возможности детей.В ваших руках сделать ребенка крепким, физически  и эмоционально развитым! Фитбол-гимнастика один из наиболее приятных способов для достижения этой цели.

Как звери филина лечили

Задумал однажды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову свесил и заохал, будто заболел очень. Шел мимо медведь, услышал, как филин на весь лес охает (медведь).

– Что с тобой, филин? – спрашивает. – Чего так стонешь?

– Да вот, заболел я, умираю, – отвечает филин.

– Погоди умирать, – говорит медведь, – я тебя сейчас вылечу, – и ушел.

А филин еще громче стонет. Услышал его заяц. Испугался сначала, а потом к дереву подошел – надо же узнать, что случилось!(зайчик)

– Эй, филин, что случилось-то? – спрашивает.

– Ох, заболел я совсем. Наверное, умру скоро, – говорит филин.

– Нет, филин, нет! Подожди немного, я сейчас! – и убежал. «Ну вот, – думает филин, – все меня покинули, а еще друзья называются!» И заохал пуще прежнего от обиды.

Даже змея его услышала, задрала голову, посмотрела сочувственно и уползла (змея). А тут лоси мимо скакали. Остановились они под деревом, слушают, как филин охает.

Опустили головы, задумались. Потом тихонько посоветовались и в разные стороны поскакали, только пыль за ними поднялась (лошадка). А филин знай себе охает.

Даже летучую мышь разбудил, которая обычно днем спит. Прилетела она к филину в гнездо, стала расспрашивать (летучая мышь). Сидит летучая мышь в гнезде у филина, утешает его:

– Только ты мне друг, – говорит филин, – а все остальные меня бросили.

Вдруг слышат они: хворост на тропинке трещит. Глянул филин, а это медведь ему целую корзинку орехов приволок (орешек).

– Лечись, – говорит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.

Все звери в лесу уже слышали про болезнь филина, заспешили к нему, несут, кто что может. Прибежала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то медленно ползает, да и старая очень.

Вот и велела сухой малины тебе принести. Пей чай малиновый, Филя, он очень помогает». А сама хвостом вертит – не терпится ей поскорее филина вылечить (лисичка).

Тут и зайчик подоспел, морковку принес:

– Ешь, Филя, в ней витаминов много! – А сам так и подпрыгивает, смотрит, как филин морковку будет грызть.

Следом за ним лоси примчались, ящерицу на себе привезли с другого конца леса, чтобы она больного осмотрела. Она уже старая была, но все звери у нее лечились. Подняла ящерица хвостик, больного поприветствовала (ящерица), а потом корешок лечебный дала.

Даже маленький паучок к филину прибежал и стал его мухой угощать (паучок).

И понял филин, как много у него настоящих друзей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зверей он побеспокоил. А звери устроили на поляне настоящий пир в честь выздоровления филина.

Мнемотаблица

Музыкально-ритмический комплекс «Веселые путешественники»

Слова С. Михалкова

Музыка М. Старокадомского

Мы едем, едем, едемВ далекие края,Хорошие соседи,Счастливые друзья.Мы солнышком согреты,Мы вместе все живем,И песенку об этомМы петь не устаем.Стоя, правая рука на мяче, – обход вокруг мяча по часовой стрелке.Стоя, левая рука на мяче, – обход вокруг мяча против часовой стрелки.Припев:Красота! Красота!Мы веземс собой кота,Чижика,Собаку,

За последние несколько лет в России отмечен возросший интерес к спорту.

На волне зимней и летней Олимпиады миллионы человек проводят свободное время в спортзалах, на беговых дорожках, снарядах гимнастики, велосипедах или в бассейнах. Огромную популярность набирает фитбол-гимнастика в детском саду — комплексы упражнений уже стали частью образовательных программ почти в каждом городском ДОУ. популярность завоевывает фитбол в школах и университетах.

А что? Дети нуждаются в физическом развитии в разы больше, чем взрослые. Внедряем современные виды спорта в детские умы!

Фитбол для детей

Фитбол — большой мяч, обладающий хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 55 до 75см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.

Врачи в один голос утверждают, что согласны со мнением спортивных экспертов — занятия на фитболе оказывают полезный эффект на растущий детский организм и являются практически аналогом верховой езды. Во время выполнения комплекса оздоровительных упражненийребенок получает нагрузку на все группы органов и мышц: мышечный кор, грудная клетка, руки, ноги, желудок, кишечник и прочее. Помимо всего перечисленного, комплекс фитбол-упражнений способствует развитию баланса, равновесия, помогает улучшить самоконтроль, повышает сосредоточенность ребенка.

Фитбол-гимнастика в детском саду: комплексы упражнений

Первое вводное занятие с группой детей в детском саду — всегда взаимная презентация. Педагог получает возможность внимательно изучить возможности каждого малыша, его физическое состояние, проявленный интерес к личности преподавателя и инвентарю в целом.

Правильно подобранная музыка для фитбол-гимнастики, комплекс упражнений и изменяющийся ритм, наряду с большим количеством игровых моментов, превратит спортивный кружок детского сада в настоящую школу по развитию социальных навыков ребенка. Она поспособствует повышению качества его здоровья и репетицию будущих побед. Кто знает, вдруг среди ваших подопечных растет Олимпийский чемпион, для которого каждая тренировка — шаг в великое будущее?

Виды мячей и комплекс упражнений

В работе с детьми дошкольного возраста в садике обычно используют следующие виды мячей:

Фитбол с ручками (рожками). Это наиболее подходящий вариант для занятия с дошкольниками, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячом.Фитбол круглой формы. Он предназначен для изучения подвижных игр, за исключением прыжковых элементов.Фитбол овальной формы.

Он является аналогом круглого фитбола, но с тем исключением, что овальная форма придает больше устойчивости мячу и позволяет заниматься детям с недостаточным уровнем координации и функции равновесия.Фитбол в форме животных. Этот вид является самой безопасной и устойчивой формой мяча. Рекомендуется для детей самого раннего возраста.

Варианты упражнений

Первые занятия комплекса гимнастики для ребят детского сада должны быть посвящены простейшим элементам с последующим постепенным усложнением и пролонгацией для укрепления всех мышечных групп. Особое внимание необходимо уделить мышцам спины — правильное развитие суставов позвоночника и отсутствие защемлений нервов позволит свободно проходить импульсам по всему телу. И так к упражнениям.

Название упражненияОписание упражненияКоличество подходов«Встреча с мячом»Лежа на спине, держим фитбол за головой двумя руками. Далее следует одновременное поднятие мяча в руках и прямых ног к корпусу.

Носками касаемся мяча.3 подхода по 3-5 раз«Пружина»Сидя на мяче, крепко держимся за ручки или сам мяч. После этого имитируем прогулку на лошади, ритмические колебания, подпрыгивания.3 подхода по 20-40 раз«Пружина 2»Перемещение приставными шагами вокруг мяча сидя сверху.2-3 подхода по 3-5 раз«Ловим Колобка»Стойка с фитболом на вытянутых руках. Далее подбрасываем мяч вверх и ловим.5-10 раз«Баскетбол»Держим мяч в руках, отбиваем мяч об пол и ловим обратно.5-10 раз«Хвост кита»Дети принимают упор лежа, делается стойка на руках, ноги на мяче.

Необходимо сгибать и разгибать руки в локтевых суставах.3-5 раз«Отдых»Стойка на коленях, обхватить руками мяч и положив на него голову. Грудная клетка касается мяча. Покачиваться с мячом вперед-назад.5-10 раз

Источники:

  • cyberleninka.ru
  • azbyka.ru
  • mojdetskijsad.ru

Вам также может понравиться